/ Интерпретация в духе Silent Hill 4
"Лабиринт Фавна" не показался мне сказкой, скажу я для начала. Вовсе не показался. Да и категория R - для сказки уже крутовато. Думается, сказка, волшебная сказка - это лишь форма исполнения, форма подачи истории зрителю.
Это как Silent Hill 2 - драма, а подаётся как survival horror. Многие так и играют в него как в survival horror... Вот и на "ЛФ" сколько я читал отзывов - везде говорится либо как о сказке для взрослых (типа сокрушение носов, отпиливание ног, пытки, эвтаназия, все дела), либо в лучшем случае как о сочетании волшебного плана с "реальными" событиями. Категорически не согласен я и с той, и с другой трактовкой.
Ничем иным, как психологическим триллером представляется сей фильм мне
У девчонки умер отец, мать вышла за дятла, в довершение кругом идут чуть ли, хотя чего уж "чуть ли", кругом идут самые настоящие боевые действия. Это ведь мелочь, что испанские республиканцы капитулировали в марте аж 39-го, и с "красными командирами" Франко шустро расправился вскоре (до 41-го в лагерях и тюрьмах было истреблено 2 млн. чел.). На дворе стоит 44-й, Германия трещит по швам, с западного фронта веет свободой - и в горах уже появляются кучки повстанцев. Партизан. Борцов за свободу и свержение диктатуры
Ничего удивительного, что в такой обстановке детское сознание даёт некоторые девиации. Из-за них и появляется мир козлоногих фавнов, стрекочущих фей и этих... добрых жителей подземного царства
Возникновению виртуальной реальности ещё изрядно способствует большое количество мифоподобной литературы (ах, как тонко этот момент обыгран в сцене превращения кузнечика/богомола/хз чего в фею по инструкции из детской книжки).
В результате оказывается, что мозг Офелии, которая ничем особенным кроме сидения с больной матерью не занята, и особо никому не сдалась, изобретает увлекательные приключения, испытания и судьбу принцессы, чего мелочиться
Тут уже недалеко до волшебного мела с книгой судьбы. "Трудно смириться с тем, что отцом был портной, а отчимом стал "мундир" и фашистский офицер? Этот выродок к тебе пренебрежительно относится (что же, когда родится его первенец)? - Пожалуйста, теперь ты дочь короля подземной страны. Целый народ заинтересован в твоей судьбе. Специально для тебя создаются препятствия, испытания, ты кому-то нужна. А, ещё метка на плече в форме полумесяца?! Ну, тогда полнолуние - твоё время!" И у Офелии появляются занятия, она теперь лазит по лесу, с кем-то разговаривает в парке. У неё есть собственный мир, в котором всё насыщено особым смыслом, где имеется цель - вернуться после определённого ритуала в родное Подземелье...
К счастью, этот ритуал связан всего лишь с пролитием нескольких капель невинной крови, а, скажем, не с 21 Sacraments
Почему психика Офелии подвержена подобным отклонения? Наверное, девчонка унаследовала богатое воображение отца. А то и матери. Можно ведь вспомнить, что Кармен ещё способна где-то воспринять мир с нетривиальной стороны ("Дом
а переговариваются...", "Расскажи братику сказку!"). Возможно, в детстве она была miracle-minded, как и дочь, но потом жизнь её сурово обломала. С каким отчаянием "волшебный корень мандрагоры" посылается в топку, с каким чувством восклицается: "Офелия, в этом мире нет чудес! Нет! Ни для кого НЕТ! Повзрослеешь - сама поймёшь!" Неспроста это
По "сказочной" логике - так можно додумать, Кармен сама видела фавнов и тп, только не прошла испытания, а потом забыла о них или поверила в то, что подобного никогда не было. Не с горы же в начале фильма говорилось о том, что в подземный мир должна прийти душа, а в каком теле - неизвестно. Порталы-то были повсюду. А то ж мать и дочь, какие люди ближе духовно! Да и испытания зачем-то нужны. Тёмное дело...
На появление "альт.мира", безусловно, повлияли увлечения Офелии. Книги да книги. Красивые вымышленные истории. Сказки. Материальные вещи вроде красивого платья или новых туфелек ни капли не занимают. У Офелии вообще "духовный" источник радостей: лишают ужина, а она улыбается - досадила злобному отчиму. Можно предположить, что у 10-летней девочки немного было друзей по интересам...
(Об одном интересном сравнении сказать уместно будет здесь. Вот Офелия - вроде и дом есть, и еда, и платье, а всё куда-то её тянет в параллельный мир... А теперь повстанцы: хлеб им Франко давал, пусть и мало, по карточкам, жильё тоже было, видимо. А они всё партизанят, воюют с правительством. И точно так же они не смогут скинуть власть, как Офелия не сможет на самом деле попасть в Другой мир. И конец всем будет одинаков. Все умрут
)
Умышленно утрируется тотальная приземлённость окружающих. "Мама, я увидела фею! - Смотри, Офелия, ты туфли запачкала!" Капитана не устраивает не по правилам протянутая рука, мать расстроена за испачканное платье, волшебный корень улетает в печку, etc.
Реальность жестока. Проще забить и окунуться в мир собственного воображения. А что там?
Сами испытания показаны весьма схематично. 1 - пересиль отвращение ко всякой мерзости, 2 - играй по правилам (с точки зрения Офелии это должен быть тест-наоборот, т. е, если бы она послушалась фавна и не съела ягод, то не прошла бы дальше из-за зашоренности мышления. Ну в самом деле - стоит стол, на нём вкусная еда. Почему не попробовать? Приличия, условности, капитан Видаль...), 3 - тут классический вариант - стоит ли вечное счастье одной капли невинной крови и тп дидактика. Образно говоря, испытания в ЛФ - это "Пила-наоборот". Очевидно, что раз мозг в самом начале запрограммировал их успешное прохождение, то таким оно и было. Поэтому всё фрагменты в цепочке событий пришлись к месту: Кармен умерла - осталось снотворное, капитану рассекли щёку - выпил виски - снотворное не подействовало, Видаль не вырубился - выстрелил в девчонку, рана в живот - кровь капнула на портал. И тп.
Вся проблема в том, что, достигнув своей иллюзорной цели, в реальном мире Офелия умерла. Вариант - она могла бы сойти с ума. Но убийство круче. Крови нам, КРРРОВИ!!!
В умирающем мозгу нарисовалась милая картинка - мечта сбылась. И какие обретения? Новое платье + сдержанный приём родителей. Суховато выглядит этот "приём". Тем более ему противопоставлена самая сильная сцена фильма - колыбельная Мерседес для умирающей Офелии. Человеческий мир прорулил, а мир без лжи и без боли не прорулил. Не хватило сильных чувств, страстей. Суррогатом всё оказалось.
Вывод, очевидно, напрашивается сам собой: чрезмерное увлечение альт.реальностью приводит к сокрушительным последствиям в действительности. А в итоге всё равно помрёте и получите фуй. Дело не в "мире", дело-то в людях. Здесь очень интересно сгруппированы персонажи фильма. Фашисты во главе с Видалем - прагматики, злодеи и конченые ублюдки. Повстанцы под предводительством Педро - мечтатели, идут на безнадёжное дело, но офицеров отстреливают не хуже, чем те их. А самыми рулезными персонажами оказались те, кто жил с Видалем, но помогал партизанам (т.е. предатели по большому счёту): докторишка Ферейро и служанка Мерседес. И так бывает
Короче, нет у меня желания писать рецензию на этот фильм, но, думаю, из вышесказанного очевидна хотя бы некоторая неоднозначность в восприятии аудиторией его смысла
А так - охуенное кино. Из лучшего за последнее время. Два часа пролетают на одном дыхании, все наполнено событиями под завязку. Монстры, погони, стрельба. Атмосфера -
Отдельно хочу отметить музыкальное сопровождение от Хавьера Наваррете. Очень гармонично дополняет картинку, а колыбельную так вообще хрен из головы выбьешь.
Поставил пятёрочку
ps Мексика
напоследок дикий спойлер:
На самом деле Ivana Baquero (девчонка) выгядит так:
www.imdb.com/name/nm1419440/photogallery-hh-0
Отредактировал Mephisto , дата: 21-е Декабря 2006-го, 00:03